Когнитивная наука

Что может объединять такие, казалось бы, различные направления науки, как: философия, лингвистика, психология, антропология, экономика, искусственный интеллект и литературоведение? Кажется, что эти дисциплины изучают совершенно различные предметы и процессы, и что этим списком просто попытались охватить как можно более широкую область человеческих знаний.

Но, как оказалось, такие непохожие друг на друга научные направления можно объединить в одно и даже направить все эти знания на изучение одного предмета. В этой статье я расскажу о том, к чему привело такое, на первый взгляд, не самое очевидное слияние нескольких крупных дисциплин, к чему оно ещё должно привести и есть ли у этого дела шансы на успех.

История

Во второй половине прошлого века существовал подход к изучению поведения людей и животных, называемый бихевиоризм. Такой подход предполагал, что поведение живых существ определялось только рефлексами, инстинктами и реакциями на раздражители внешней среды. Также в этом подходе говорилось, что только наблюдаемое поведение может и должно быть изучено с научной точки зрения, а сознание не представляет никакого научного интереса.

Но в 50-х годах в связи с развитием вычислительных устройств и различных открытий в области психологии чаша весов научного интереса начала перевешивать в сторону сознания и теорий разума. Тогда же Джон Маккарти создал термин «искусственный интеллект», который наряду с философией и лингвистикой оказался у истоков новой зарождающейся дисциплины. Мозг начали сопоставлять с работой компьютера и наоборот, компьютеры стали пытаться устроить подобными мозгу.

Днём зарождения новой науки обычно считается 11 сентября 1956 года. Тогда проходил второй день симпозиума в Массачусетском Технологическом Институте. Но в тот день никто и не мог предположить, что происходит что-то настолько значительное для всего научного мира. Даже название для нового направления не было придумано. Тогда только начали проявляться границы, на которых различным наукам придётся столкнуться и продолжать свой путь сообща.

В 60-х годах становилось очевидно, что было получено некое междисциплинарное направление. Уже тогда в различных университетах это направление получало названия «когнитивные исследования», «психология обработки информации» и «когнитивная наука». Но официально термин «когнитивная наука» был принят только в 1970-х годах, а в 1978 году в Сан-Диего состоялась первая конференция по данному предмету.

Когнитивистика сегодня

Определение

Есть два основных определения:

  1. Когнитивистика или когнитивная наука – междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику, невербальную коммуникацию и теорию искусственного интеллекта.
  2. Когнитивистика – область междисциплинарных исследований познания, понимаемого как совокупность процессов приобретения, хранения, преобразования и использования знаний живыми и искусственными системами.

Два этих определения наиболее емки и дают лучшее представление о предмете. Также если описывать своими словами, то можно представить все в виде такой шапки, в которую входят различные дисциплины: от полюса, на котором находится искусственный интеллект, до другого полюса с нейрофизиологией и до лингвистики, философии и т.д.

На сегодня когнитивистика настолько разрослась, что иногда её называют во множественном числе – «когнитивные науки». В общем, до конца и не понятно, стоит ли говорить в единственном или множественном числе, настолько широким стало понятие.

Применение

Может показаться, что эта наука пытается заниматься всем сразу. И действительно, главная цель когнитивистики – изучение мозга и познавательных возможностей людей, а для достижения такой сложной цели был выбран весьма оригинальный способ изучения, при котором одни и те же проблемы, даже если они уже в какой-то степени были изучены, рассматривают с совершенно разных сторон, то есть стараются подойти с совершенно разных позиций к единому полю человеческого познания.

Для лучшего понимания этого приведу интересный пример: изучение ребенком своего первого языка. Существуют различные теории относительно лингвистических процессов в мозге, одна из них предполагает существование особого лингвистического отдела в мозге, который помогает легко усвоить основы языка, но со временем атрофируется, чем объясняется особенная легкость в изучении языков маленькими детьми. Подход к данному вопросу со стороны нейрофизиологии предполагает изучение физических процессов в мозге посредством применения различных методов сканирования мозга и локализации его активности; лингвистический подход требует изучения процессов построения языковых конструкций и норм; философия затронет тему морали, непосредственно относящуюся к языку из-за присутствия в нем нежелательных для употребления выражений и слов; психология рассмотрит зависимость становления личности от изучаемого языка и процессы построения различных мозговых связей; антропология затронет историю развития человечества и культуры, непосредственно связанной с развитием языка; и даже специалисты по искусственному интеллекту примут участие в этом исследовании, взяв на себя изучение и сопоставление принципов обучения живыми и искусственными системами, в дальнейшем применяя полученные знания в своих разработках.

Как известно, изучение одной проблемы обязательно столкнется с необходимостью применения различных направлений, то есть все науки так или иначе пересекаются. Таким образом, объектом изучения всех наук становится сам человек, а точнее его мозг и сознание.

Выше был описан пример эмпирических исследований, но не только теорией занимается когнитивистика, у нее есть и множество вариантов практического применения, среди которых наиболее важны: применение результатов исследований в образовании в соответствии с принципами работы мозга для большей эффективности и лечение повреждений мозга и речи, связанных с внутренними процессами мозга.

Выше я упомянул о пересечении наук, что тоже является весьма интересным моментом. Научные направления не просто пересекаются, на их границах образуются новые самостоятельные дисциплины, позволяющие применять полученные знания в самых различных сферах жизни. Вот примеры таких наук, появившихся благодаря развитию когнитивистики, а также их применение:

  • Нейроэкономика – мозговые механизмы выбора;
  • Нейроэстетика – прекрасное в мозге;
  • Нейроюриспруденция – новейшие «детекторы лжи»;
  • Социальная нейронаука – мозг в обществе, коммуникация, эмпатия;
  • Культурная нейронаука.

Несомненно, все это очень полезно и позволяет улучшить многие аспекты нашей жизни. Но такая глобальная цель, конечно, имеет свои оговорки и проблемы, с которыми приходится сталкиваться. Далее освещу основные проблемы когнитивистики.

Проблемы

Я придерживаюсь агностических взглядов, и если смотреть с этой позиции, то вполне ясно, что мозг невозможно изучить полностью. Ведь как бы долго не изучали его, появляется намного больше вопросов, ведущих в еще более глубокие и сложные структуры. Да и технические средства тоже ограничены и, это вечная проблема, с трудом успевают развиваться и соответствовать требованиям передовых исследований своего времени, из-за чего научно-технический прогресс существенно замедляется.

В пользу мнения о невозможности полного изучения мозга можно привести выражение австрийского философа Курта Гёделя, который говорил: «никакая система не может изучать другую систему, которая организована сложнее, чем она сама». Чем больше мы пытаемся понять мозг, тем менее понятен он нам становится, предметов исследования все больше, количество связанных наук увеличивается, создаются новые направления.

В 21 веке когнитивистика стала заниматься не только организмом, к предметам изучения прибавились социум и культура, что еще намного увеличила обширность исследований.

Штефан Моцарт

If you want to buy tut cheaply and on time.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *